ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области
Главная
Новости
О Центре
Документы
Услуги
Информация
Дополнительные информационные ресурсы
Карта сайта
Вопрос-ответ
 
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии
ФБУЗ ИМЦ ЭКСПЕРТИЗА Роспотребнадзора
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Амурской области
Форма обращения граждан
10 июля 2012
Права потребителей при получении платных медицинских услуг

На сегодняшний день многим пациентам часто приходится прибегать к платной медицинской помощи. Поэтому, чтобы чувствовать себя более уверенно, рассмотрим, какие правила оказания платных медицинских услуг населению существуют.

Определяющим документом в сфере оказания платных медицинских услуг населению является Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». Медицинские учреждения могут предоставлять населению платные услуги только при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. От государственных и муниципальных медицинских учреждений требуется специальное разрешение соответствующего органа управления здравоохранения на оказание населению платных медицинских услуг.

Следует отметить, что медицинские учреждения обязаны предоставить гражданам бесплатную, доступную и достоверную информацию, включающую в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов (п. 10 Правил).

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, где регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении, а расчеты с населением за платные услуги осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. При денежных расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения обязаны использовать бланки строгой отчетности, утвержденные в установленном порядке. При этом медицинские учреждения обязаны выдать (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.

Обязанности учреждения при оказании платных услуг прописаны в п. п. 5 - 7, 10, 12 Правил, главные из них заключаются в следующем:

- обеспечение соответствия предоставляемых платных медицинских услуг требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения;

- обеспечение пациента всей необходимой информацией о лечении;

- ведение учета результатов предоставляемых платных медицинских услуг;

- оказание услуг в установленные сроки и в порядке, предусмотренном договором;

- соблюдение конфиденциальности о факте обращения, состоянии здоровья пациента;

- выдача при наличных расчетах с населением кассового чека или бланка строгой отчетности.

В Правилах вопрос ответственности рассмотрен преимущественно с позиции исполнителя, то есть медицинского учреждения. Оно несет ответственность перед пациентом (п. 15 Правил):

- за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора;

- за несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения;

- за причинение вреда здоровью и жизни потребителя.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что при несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору: назначить новый срок оказания услуги; потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги; потребовать исполнения услуги другим специалистом; расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Следовательно, нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки. По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса. Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке

 

Пример из судебной практики.

 

Амурчанке Е. в период с 17 по 20 августа 2009 года были оказаны услуги по протезированию, установлены мостовидные протезы из стали с напылением нитрида титана с опорой па зубы 2.3. 2.5. 2.6 и 3.5-3.7. Одиночные коронки па зубах 4. L 1.7. спаянные между собой коронки на зубах 1.6 и 1.5. За услуги по протезированию истец заплатила 18 500 рублей. После оказанных услуг по протезированию у Е. появились боли в деснах при жевании пищи, под коронками скапливались остатки пищи, боли в нижнечелюстных суставах, висках, ушах, постоянно прикусывала слизистую левой щеки. в связи с чем, Е. неоднократно обращалась  к исполнителю с просьбами переделать установленные коронки и мостовидные протезы. В октябре 2009 года исполнителем был переделан только мостовидный протез на нижнюю челюсть слева, после чего прикусывать слизистую левой щеки она перестала, по боль осталась, переделывать остальную некачественно выполненную работу ответчик полностью отказался.

В связи с отказом исправления выполненной работы по протезированию Е. была вынуждена обратиться в Министерство здравоохранения Амурской области для проведения контроля качества оказанной медицинской помощи. По заявлению Е. была проведена внеплановая выездная проверка исполнтеля в ходе, которой были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской помощи. о чем были составлены протоколы - об административном правонарушении. Кроме того, но просьбе Е. в ОГУЗ «Амурская областная стоматологическая поликлиника» была проведена экспертиза оказания медицинской помощи, которая установила, что болевая дисфункция височно- нижнечелюстных суставов, связана с завышением прикуса при протезировании. Согласно медицинскому заключению, Е. было рекомендовано снять все ортопедические конструкции, провести рациональное протезирование.

05 июля 2011 года Е.  в адрес ответчика направлено требование о возврате денежных средств в размере 18 500 рублей, оплаченных Е. за протезирование зубов, а также, в связи с тем, что истцу необходимо было провести рациональное протезирование в клинике индивидуального предпринимателя И. вследствие некачественного оказания   исполнителем   услуг   по   протезированию.   Е.  потребовала   от   исполнителя
возмещения убытков в размере 48 750 рублей.

В заседании, прошедшем в Благовещенском городском суде  Амурской области, требования потребителя были удовлетворены и суд взыскал с  ответчика  в пользу Е. с    исполнителя стоимость оплаченных услуг, в размере 18 500 рублей 00 копеек, убытки в размере 30 250 рублей, денежную компенсацию в возмещение морального вреда в размере 4 000 рублей, расходы    на   представителя   в   сумме 2 000 рублей, неустойку в сумме 3 000 рублей, расходы по оформлению доверенности в сумме 500 рублей. Итого суд взыскал  с исполнителя в пользу Е. 58 250 (пятьдесят восемь тысяч двести пятьдесят) рублей 00 копеек.
Права потребителей при получении платных медицинских услуг
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008